Мой ЕГЭ

Мне всегда казалось странным, когда преподаватель готовит к экзамену, который сам не сдавал. И в этом году я поймала себя на том, что готовлю к ЕГЭ по английскому уже около 5 лет, статьи вот пишу, а сама “guilty as charged”.

Под влиянием этой мысли зарегистрировалась на ЕГЭ, досрочный период (он проходит в конце марта-начале апреля). Это можете сделать и вы, обратившись в отдел образования своего города. Всё бесплатно, потратите только время. Я вот своё серьезно потратила, потому что живу в восточном округе Московской области, а кандидатов отсюда можно послать в любой другой город этой области. В итоге сдавала ЕГЭ в двух разных городах (экзамен разделен на 2 части, письменную и устную, которые проходят в разные дни), оба расположены примерно в 50 км от моего.

Устная часть

Сначала была устная часть. Перед ней я даже хорошо поволновалась, потому что мне всегда писать было легче, чем говорить. Даже несмотря на то, что говорение сдается перед компьютером, а не реальным человеком.

Когда приехала на место проведения экзамена, удивилась большому количеству наблюдателей – было учителей 20, наверно. Около 5 сидело в коридоре возле раздевалки и рамки с металлоискателем, трое провожали до аудитории (как особо опасных под конвоем), пятеро дежурило на этаже, где проводился экзамен и по два учителя было в классе ожидания (всего таких классов было 4). На IELTS, который сдавало вместо со мной человек 60, ассистентов было меньше, ей-богу. Но все учителя очень дружелюбные, улыбались и желали удачи, не провожали меня в туалет и даже не заглядывали в кабинку.

Очередность сдачи определяется случайным способом, я сдавала в последней тройке, которую проводили под конвоем в компьютерный класс. На столе возле компьютера лежал только ваш бланк с личной информацией, никаких дополнительных листов там нет и пронести с собой нельзя (эта информация для тех, кто любит все свои мысли записывать на бумажку и потом с неё читать – на устном ЕГЭ так не получится). По технической части всё легко. Если что-то не совсем легко – помогут ассистенты, которые присутствуют в классе. В программе можно выбрать фоновую музыку, которая будет звучать, пока вы готовитесь к ответу, чтобы не отвлекаться на других сдающих. Но музыка там какая-то стрёмная, поэтому я готовилась в тишине. Весь вариант устной части был не сложнее того, что лежит на ФИПИ, никаких странностей не было ни в картинках, ни в тексте для чтения.

Я пропускала все инструкции на компьютере, проверила только слышимость микрофона и начала экзамен первой. После того, как заканчиваешь делать задание, можно нажать кнопку “finish the task”, чтобы не сидеть и не смотреть на компьютер оставшееся время. Закончила быстрее всех, прослушала одно задание, чтобы чекнуть, что мой голос записался и нажала кнопку “закончить экзамен”. Мне было интересно послушать, как справляются остальные школьники.

В классе со мной было 2 девочки. Одна говорила с ошибками, которые хотелось подойти и исправить, а вторая – вообще не говорила… Потому что очень сильно волновалась. Так сильно, что на задание 4, где нужно сравнить 2 картинки, сказала только: “I see 2 pictures. They have a lot in common”. После этого больше ничего не смогла сказать и расплакалась. Учителя, которые наблюдают за процессом сдачи экзамена, права вмешиваться не имеют, поэтому они просто помогли ей завершить экзамен на компьютере.

Как избежать такого сильного волнения на экзамене? Нужно следить за дыханием. Когда мы волнуемся, дыхание учащается. Когда восстановится дыхание, наш разум вынужден вернуться в нормальное состояние. Если на экзамене охватила паника, считайте про себя в медленном темпе: “1 – вдох, 2 – выдох, 3 – вдох, 4 – выдох”. Когда нормализуется дыхание, вы успокоитесь. Если пропустите какой-то кусок экзамена, это будет лучше, чем от волнения пропустить вообще все. Я пользовалась этой техникой при сдаче IELTS, когда при прослушивании аудирования поняла, что пропустила ответ на вопрос и начала паниковать. Да, на пару вопросов я написала неправильные ответы, зато к следующему разделу собралась и сделала большую часть правильно.

Письменная часть

На письменной части я почувствовала себя школьницей, когда на входе одна учительница строго спросила: “А почему ты с собой ручку не взяла? Первый раз на экзамене, что ли?!” Мне прям захотелось сжаться, опустить глаза в пол и пробормотать что-то невнятное в ответ =) На экзамен, оказывается, надо брать чёрную гелевую ручку, хотя их и так дают в аудитории, если с собой нет. Я брала на экзамен только паспорт.

Школьнице, которая заходила передо мной, сказали вынуть пирсинг из носа (чем он мешает?!). Меня попросили снять шарф. (Что я под него могу спрятать? Список неправильных глаголов?)

Если устная часть меня вообще не напрягла, хотя я перед ней и волновалась, письменная была реально тяжелой. Вышла с неё с ощущением, что мозг свернулся в маленький клубочек и ушёл в reboot. Потом до вечера он отказывался думать о чем-то сложнее базовых потребностей.

Теперь про задания.

Аудирование было слышно отлично, в первом и третьем задании все понятно. Логика второго задания (true-false-not stated) меня подрасстроила.  Встречались вопросы, когда было трудно понять – тут false или not stated? Например, утверждение: “Mike is afraid of rafting”. В тексте Майк говорил, как не любит в отели ездить, потому что всё его там раздражает. Я не услышала никакого синонима или антонима к слову “бояться” и написала “Not stated”. Как выяснилось, неправильно.

Первое и второе задания чтения были ок. А вот третье – вообще ни разу не ок, потому что там был неадаптированный текст про филантропию. Такой же неадаптированный, как в IELTS дают. Но в IELTS хотя бы не стесняясь говорят о том, что для экзамена используются аутентичные материалы, а ЕГЭ – экзамен уровня B2, значит и тексты там должны быть соответствующего уровня. Но нет. В довесок к неадаптированному тексту написали сложные вопросы. Например, один вертелся вокруг значения слова alumni (откуда его должен знать школьник? как его значение можно угадать, если в слове нет никаких английских элементов – оно латинское?). Другой концентрировался на зарплате учителей, но в тексте не было ни одного синонима слова teacher. Еще была пара вопросов, которые начинались с “It’s implied that …” (Тут сплошное возмущение, почему ученик должен угадывать мысли автора текста, а не отвечать на конкретные вопросы по тексту). Я была так возмущена всем этим, что записала все свои впечатления от него в сторис в инстаграме.

Когда я поняла, что 3-е задание чтения сложное и потребует много времени, решила оставить его напоследок и сделала остальные части экзамена. Грамматика и лексика была легкая, письмо и две темы эссе (да, с этого года ввели две темы, из которых можно выбрать одну) – тоже. Первая тема была – Sports are popular among young people, вторая – Travelling is the best way to learn about one’s country.

После снова вернулась к чтению, посидела с ним еще минут 20, мозг сообщил, что он отказывается соображать дальше, голова заболела вследствие нечеловеческих усилий понять непонятное, и я решила уйти с экзамена. Как оказалось после получения результатов, допустила одну ошибку в третьем разделе чтения. Причем в вопросе, в котором не сомневалась (facepalm).

IELTS дался мне легче, ей-богу.

Результаты

Недавно узнала результаты экзамена – набрала 97 баллов. Про то, где потеряла 2 балла, уже написала, а вот третий … обронила в весьма неожиданном месте – 3 задании устной части. Балл сняли по критерию “организация высказывания”. Интересно, что мои ученики никогда не теряли баллы в этом пункте – намертво заучиваем схему ответа. Жалко, что на РЦОИ, где публикуют результаты, нельзя послушать свою запись, очень интересно, где же я там напутала.

И вот знаете, что тут обидно? Что у меня 5 лет языкового ВУЗа, 10+ лет преподавания, из них больше 5 я готовлю школьников к ЕГЭ, и все равно не могу написать на 100 баллов экзамен уровня B2! Что же тогда требуется от 11-классника, у которого нет всего этого багажа?

Советы

После того, как на себе прочувствовала, что такое ЕГЭ, хочу дать несколько советов учащимся и учителям, которые их готовят:

  1. Перед устной частью с утра обязательно прорешайте один вариант. Чтобы освежить схемы ответа и настроиться.
  2. Перед письменной частью просмотрите скелет личного письма и эссе. Вспомните свои слабые места и типичные ошибки и “ловите” себя на них на экзамене.
  3. Постарайтесь максимально успокоиться. Стресс сильно ухудшит ваш перформанс на экзамене. Ляжьте спать вовремя, выпейте успокоительное (только то, которое вы уже до этого пробовали, чтоб не было неприятных сюрпризов), следите за дыханием – оно должно быть медленным и спокойным.
  4. Думайте о хорошем – как вы успешно сдадите экзамен и поступите, куда хотите.
  5. Если возникают вопросы на экзамене, не стесняйтесь задавать ассистентам. Они супер-дружелюбные и всегда готовы помочь.
  6. Если какое-то задание на экзамене кажется сложным (как мне чтение) – забейте на него и идите дальше. Лучше сделать много заданий, в которых вы уверены, чем потратить много времени на то, в чем будете сомневаться.
  7. Помните, что на ЕГЭ свет клином не сошелся, и планета не остановится, если вы напишите его хуже, чем ожидали.

Всем удачи на экзамене!

PS На ФИПИ недавно залили этот досрочный вариант ЕГЭ -> здесь.

Мой ЕГЭ